Образовательные стандарты

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС ДО

 Приказ № 578 от 22.05.2014 «О координационной группе по вопросам организации введения федерального государственного стандарта дошкольного образования»

План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 23.10.2013 г.

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и примерной основной образовательной программы

Приказ Минпросвещения России от 8.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы…, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов…»

Изменения ФГОС ДО

Источник: статья из журнала «Нормативные документы ДОУ» №2, 2023

ФГОС ДО: таблица с изменениями «было – стало»

Предлагаем таблицу, в которой мы сравнили новую и старую редакцию ФГОС ДО. Минпросвещения скорректировало формулировки Стандарта, чтобы не было разночтений с федеральной образовательной программой. Приказ с изменениями вступит в силу 17 февраля. С помощью таблицы вы увидите, что изменилось, и вам не придется перечитывать и сравнивать нормативные документы.

Минпросвещения утвердило приказ от 08.11.2023 №955, который вносит изменения во ФГОС ДО, НОО, ООО, для обучающихся с ОВЗ и у/о. Во ФГОС ДО разработчики документа удалили упоминания примерных образовательных программ. Подробнее написали, в каких видах деятельности педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Добавили ссылки на действующие СанПиН и СП. Обособили целевые ориентиры для детей младенческого и раннего возраста. Смотрите в таблице – все изменения во ФГОС ДО.

 Что изменили во ФГОС ДО 

Пункт ФГОС Как стало Как было
Подп. 3 п. 6 Стандарт направлен на решение следующих задач:

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования)
Стандарт направлен на решение следующих задач:

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)
П. 1.7 Стандарт является основой для:
1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – федеральная программа);
2) разработки Программы;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования
Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования
Абз. 1 п. 2.5 Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ
П. 2.6 Суть правок: подробнее расписали на что должны быть направлены образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие Содержание образовательных областей было изложено более сжато
П. 2.7 Суть правок: детально описали возможные виды деятельности воспитанников в зависимости от возраста Виды деятельности детей имели более общее описание и рассматривались как сквозные механизмы развития – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность
П. 2.10 Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%
Абз. 3 п. 2.11.2 Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образованияи методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Абз. 1 п. 2.12 Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ
Абз. 4 п. 2.13 В краткой презентации Программы должны быть указаны:

2) ссылка на федеральную программу
В краткой презентации Программы должны быть указаны:

2) используемые Примерные программы
Глава III Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
П. 3.2 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
П. 3.2.9 Суть правок: заменили старый СанПиН детского сада на СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20 Упоминался старый СанПиН 2.4.1.3049-13
П. 3.5 Требования к материально-техническим условиям реализации Программы Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
П. 3.6 Требования к финансовым условиям реализации Программы Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Глава IV Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
П. 4.6 Суть правок: детальнее изложили целевые ориентиры дошкольного образования Целевые ориентиры были более общими. Одинаковыми были ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте