Изменения ФГОС ДО
Источник: статья из журнала «Нормативные документы ДОУ» №2, 2023
ФГОС ДО: таблица с изменениями «было – стало»
Предлагаем таблицу, в которой мы сравнили новую и старую редакцию ФГОС ДО. Минпросвещения скорректировало формулировки Стандарта, чтобы не было разночтений с федеральной образовательной программой. Приказ с изменениями вступит в силу 17 февраля. С помощью таблицы вы увидите, что изменилось, и вам не придется перечитывать и сравнивать нормативные документы.
Минпросвещения утвердило приказ от 08.11.2023 №955, который вносит изменения во ФГОС ДО, НОО, ООО, для обучающихся с ОВЗ и у/о. Во ФГОС ДО разработчики документа удалили упоминания примерных образовательных программ. Подробнее написали, в каких видах деятельности педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Добавили ссылки на действующие СанПиН и СП. Обособили целевые ориентиры для детей младенческого и раннего возраста. Смотрите в таблице – все изменения во ФГОС ДО.
Что изменили во ФГОС ДО
Пункт ФГОС | Как стало | Как было |
Подп. 3 п. 6 | Стандарт направлен на решение следующих задач: … 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования) |
Стандарт направлен на решение следующих задач: … 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) |
П. 1.7 | Стандарт является основой для: 1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – федеральная программа); 2) разработки Программы; 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования |
Стандарт является основой для: 1) разработки Программы; 2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы); 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования |
Абз. 1 п. 2.5 | Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой | Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ |
П. 2.6 | Суть правок: подробнее расписали на что должны быть направлены образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие | Содержание образовательных областей было изложено более сжато |
П. 2.7 | Суть правок: детально описали возможные виды деятельности воспитанников в зависимости от возраста | Виды деятельности детей имели более общее описание и рассматривались как сквозные механизмы развития – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность |
П. 2.10 | Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы | Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% |
Абз. 3 п. 2.11.2 | Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания |
Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образованияи методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания |
Абз. 1 п. 2.12 | Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы | В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ |
Абз. 4 п. 2.13 | В краткой презентации Программы должны быть указаны: … 2) ссылка на федеральную программу |
В краткой презентации Программы должны быть указаны: … 2) используемые Примерные программы |
Глава III | Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования | Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.2 | Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы | Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.2.9 | Суть правок: заменили старый СанПиН детского сада на СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20 | Упоминался старый СанПиН 2.4.1.3049-13 |
П. 3.5 | Требования к материально-техническим условиям реализации Программы | Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.6 | Требования к финансовым условиям реализации Программы | Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
Глава IV | Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования | Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 4.6 | Суть правок: детальнее изложили целевые ориентиры дошкольного образования | Целевые ориентиры были более общими. Одинаковыми были ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте |